Цифровая трансформация
Цифровая трансформация
Цифровая трансформация становится одной из ключевых задач развития современной организации и государственного управления. Для её решения необходимо создавать и реализовывать стратегии цифровой трансформации на разных уровнях.
Стратегия — это система средств для достижения цели.
Компоненты стратегии:
- Фокус рассмотрения
Определяет объекты внимания и одновременно объекты изменения. - Контекст
Определяет интерпретацию политического, экономического, социально-демографического, технологического, природно экологического, правового окружения, в которое "погружен" объект стратегии. - Текущее состояние (as-is)
Определяет подробное и системное описание тех объектов и взаимодействий между ними, которые попадают в фокус рассмотрения. - Желаемое (целевое) состояние (to-be)
Определяет целевые состояния объекта планирования, которые часто рассматриваются как "стратегическая цель" или "целевая модель". - Естественное будущее
Определяет состояние, которое наступит на горизонте планирования в случае инерционного сценария, то есть если не предпринимать активных и целенаправленных действий для достижения целевого состояния. - Разрыв (gap)
Определяет чем именно отличается текущее состояние от целевого. - Решение
Определяет комплексный план по переходу из текущего состояния в целевое. Содержит календарный план, финансовый план, план календарных ресурсов, комплект управленческих планов (стратегическими коммуникациями, рисками и пр.).
- Стратегический (верхний) уровень (strategies)
Определяет дорожную карту (roadmap) с выделением стратегических направлений (streams) и стратегических инициатив (strategy items). - Тактический (средний) уровень (initiatives)
Определяет портфель инициатив, программ и проектов. - Оперативный или операционный (детальный) уровень (actions plan)
Определяет реализуемые действия или мероприятия.
- Стратегический (верхний) уровень (strategies)
- Критерии и ограничения
Определяет критерии, которые позволяет сравнить альтернативные маршруты и ограничения показывающие красные линии, которые нельзя пересекать во время движения. - Заинтересованные стороны (stakeholders)
Определяет всех, кого затрагивают или могут затронуть реализация стратегии.
Транформационное решение реализует стратегию по цифровой трансформации и осуществляется через выполнение ряда связанных между собой цифровых проектов, направленных на выстраивание алгоритмического взаимодействия участников изменений.
В ИТ-ландшафте инициируются направленные на указанное взаимодействие проекты, объединенные в сеть цифровых проектов.
Ценностный подход к цифровой трансформации строится на определении ценности, которую цифровой проект способен предоставить пользователю или клиенту, причем для разных клиентов цифровой проект формирует различные ценностные предложения. Они позволяют ориентировать задачи и функциональные возможности проекта на конкретного потребителя, выявить и решить конкретные задачи с приемлемыми издержками в разумные сроки. Наличие ценностного предложения позволяет говорить о трансформационном эффекте цифрового проекта.
При выстраивании взаимодействия участников оценивается не только то, что происходит внутри организации, а весь сквозной процесс.
Цифровая платформа - это система, поддерживающая использование цифровых процессов, ресурсов и сервисов значительным количеством компонентов цифровой инфраструктуры и обеспечивающая возможность их бесшовного взаимодействия.
Цифровая платформа создается для того, чтобы клиент, пройдя процедуру авторизации, получил возможность решать свои задачи в режиме самообслуживания. Автоматизированная дистанционная работа клиентов позволяет минимизировать вовлечение сотрудников компании в выполнение базовых операций и привлекать их только для решения сложных случаев.
Отличительной особенностью программного обеспечения цифровой платформы является наличие прикладных и инфраструктурных компонентов, которые можно быстро переконфигурировать на основе DevOps и облачных вычислений.